Малага древняя история Малаги

Малага, один из древнейших городов Испании. Современные историки располагают данными, что территория провинции Малага была обитаема еще со времен каменного века, более 10 000 лет до нашей эры, о чем свидетельствуют дольмены Антекеры и Эстепоны, археологические находки, наскальные рисунки обнаруженные в пещерах недалеко от поселков Маро (Нерха) и Бенаохан (Ронда).

О дальнейшей колонизации земель Малаги сложено множество легенд, связанных с древним иберийским государством Тартес и древними греками основавшими здесь свою колонию Майнаке, которую полностью разрушили карфагеняне. Однако, считается, что основателями города являются финикийские мореплаватели искавшие новые земли богатые полезными ископаемыми, основавшие в устье некогда полноводной реки Гвадалорсе, колонию Малака (VIII век до нашей эры).

Государство Тартес 1000 лет до н.э.Начав с основания первой Атлантической фактории Гадир (XI век до нашей эры), ныне Кадис, откуда финикийцы стали вести торговлю с древними иберийскими племенами владевшими секретами производства металлических изделий. Колонизаторы постепенно заселили всё южное побережье Испании, горные хребты которого были богаты цветными металлами. За несколько столетий позиции финикийских колонистов окрепли, население Малаги успешно занималось добычей полезных ископаемых, торговлей, засолкой рыбы, производством пурпура, чеканились собственные монеты.

Со временем установилась граница между двумя существующими тогда мирами, колонистами-переселенцами и коренными иберийскими народами. Параллельно сформировались две этнические группы населения, Libiofenicios и иберы (bastetanos или bástulos). Середина VI века до нашей эры, принесла перестановку политических позиций государств известного тогда мира. После распада Финикии право владения территориями южной Испании перешло ко вновь образовавшемуся государству Карфаген.

После поражения Карфагенян во второй Пунической войне (218-201), Римская империя постепенно овладела всей территорией Испании. Изначально вся южная часть полуострова называлась Дальняя Испания (Hispania Ulterior), она занимала территорию современной Андалусии, Галисии, Португалии. Впоследствии, после реформ Августа, огромная территория была разделена на две провинции Лузитания и Бетика. Малага стала столицей одной из двух областей, южной римской провинции Бетика, центром другой области была Севилья (Испалис).

Свидетельства былого величия Римского периода сегодня можно встретить во многих уголках провинции Малага. Во время экскурсии по Малаге, можно осмотреть остатки римского театра, расположенного у подножия холма Хибральфаро, под стенами крепости Алькасаба.

После изгнания карфагенян, Римская оккупация территорий Испании продолжалась более шестисот лет. Во время правления (79-81) императора Тито из династии Флавиа, Малага получила статус муниципального города, после чего муниципалитет стал называться Лекс Флавия Малакитана (Lex Flavia Malacitana).

Римские власти жестко подвергли романизации коренное население Малаги, изменились традиции, духовные ценности, уклад жизни людей, национальным языком стал латинский. Вместе с языком римляне принесли свою культуру, правопорядок, науку, новейшие технологии. Римские власти значительно расширили, модернизировали морской порт Малаги, развивали морскую торговлю, строили дороги объединившие окрестные города, развивали сельское хозяйство.

Основной экономической составляющей доходов населения Малаги по прежнему являлось: сельское хозяйство, консервирование рыбы, особых успехов местные предприятия добились в производстве очень популярного у римлян рыбного соуса гарум. Экономический и политический кризис Римской империи, продолжавшийся на протяжении III-IV веков, дал сильнейший толчок к смене религиозных убеждений населения. В Риме распространялось христианство, не стала исключением южная римская провинция Бетика.

Падение Римской империи (411), обрушение устоявшейся государственной системы, привело к общему упадку экономического развития Малаги. Ситуацию усугубляли частые набеги полудиких племен степных кочевников свевов, аланов и безжалостных грабителей вандалов, вторгшихся на римские территории (409). Во время погромов, население Малаги укрывалось за стенами крепости на горе Хибралфаро ожидая ухода разбойников. Впоследствии арабы построили на её месте новые стены соединив их с укрепленным дворцом Алькасаба, являющимся сегодня одной из основных достопримечательностей Малаги.

Очень скоро кочевники свевы и вандалы обложили данью римских землевладельцев, за обещание сохранения их собственности. Однако, вскоре римские правители заключли договор с вестготами, армия которых изгнала степных разбойников с территории Испании в соседнюю Африку. Таким образом вестготский король Теодорих I, к 429 году, расширил границы Вестготского королевства до Атлантического побережья.

После окончательного разгрома готов на восточном Средиземноморье, византийский император Юстиниан I решил вернуть испанские территории ранее принадлежавшие Риму. Византийцы успели отвоевать у вестготов значительную часть южной Испании, всю современную Андалусию, в том числе и Малагу, Мурсию, Картахену. Как утверждают историки, некоторое время, Малага являлась столицей Византийской Испании (552-624). Изгнал византийцев с Пиренейского полуострова, решительный, смелый, талантливый полководец, король вестготов Свентила. Однако, менее чем через столетие, территорию Иберийского полуострова накрыла волна исламского влияния.

Небольшой отряд (300 сабель) арабов при поддержке 7000 армии берберов, во главе с арабским военачальником Тариком бен Зиядом, переправились через Гибралтарский пролив в конце апреля 711 года. Овладев Альхесирасом, войска дамасского халифа Аль Валида I из династии Омейядов, при поддержке 5000 армии берберов, быстро продвигались вглубь страны. Уже 19 июля 711 года, состоялась битва при Херес де ла Фронтера, у реки Гвадалете, где арабы разгромили вестготскую армию. Предположительно во время этой битвы погиб вестготский король Родерих.

Молниеносно, пронеслась арабская конница по просторам феодальной вестготской Испании, раздираемой междоусобными конфликтами. С этого момента, более чем на семь столетий поселились здесь исламские правители.

Малага мусульманское правлениеПосле захвата Пиренейского полуострова арабами (711), муниципальная область Малага сохранив свое название, стала частью объединенного исламского государства Аль Андалус, подчиненного Дамаску. Не смотря на то, что новые арабские правители династии Омейядов, достаточно терпимо относились к религиозным традициям жителей, они являлись представителями враждебной религии, уже тогда исповедующих христианство жителей Малаги.

Коренное население Малаги, потомки иберов и готов, испытывали постоянный гнет со стороны местных мусульманских губернаторов. Ради улучшения общественного положения, послабления налогового бремени, многие аристократы, торговцы, ремесленники, принимали ислам. За время правления арабов, Малага заметно расширила городские границы, выросли новые крепостные стены. Изменились принципы общественного устройства, сопровождаемые культурным подъемом, все больше отличающегося от остальной феодального Европы. Стала изменяться городская архитектура.

Сменился принцип ведения сельского хозяйства, начали возделывать ряд новых культур, например: рис, сахарный тростник, финиковые пальмы, гранатовое дерево, шелковицу. Вдоль городских стен со стороны реки Гвадалмедина, зацвели цитрусовые сады. Расширение системы оросительных каналов, во многом способствовало подъему земледелия, процветают виноградарство, виноделие.

Развивалось скотоводство, преимущественно перегонное овцеводство. По прежнему существенную часть экономики Малаги занимал горнорудный промысел, производство оружия, стекла, керамики, кожаных изделий, появились новые ремесла, стали производить шелк, сукно, предметы роскоши, тряпичную бумагу. Процветала морская торговля со странами Средиземноморья. Мусульмане способствовали оживлению торговли с Африкой. Морской порт Малаги, всегда был крупнейшими южными морскими воротами Кордовских правителей.

Однако, общий подъем экономики сопровождался неугасимым желанием большей части коренного населения Малаги, освободиться от арабского ига. Подогреваемые информацией о набирающей силу реконкисте северных провинций, повсеместно вспыхивали бунты, многие области захваченной Испании добивались независимости от власти Кордобского эмирата. Отвоевал независимость Бадахос, в соседней Экстремадуре, становились свободными другие города. Жители Малаги также жаждали сражаться против иноземных захватчиков.

Крупнейшее восстание ренегатов и мосарабов Малаги против династии Омейядов поднял (880-918) Умар ибн Хафсун, во время правления эмира Кордобы Мухаммада I. Восставший против мусульман Умар ибн Хафсун, предположительно уроженец Ронды, выходец из знатной вестготской семьи, образовал собственное государство, построив в труднодоступном горном районе Андалусии свою столицу, Бобастро. Сейчас эта территория (50 км. от Малаги) относится к Национальному природному парку Ель Чорро, сюда ведет один из экскурсионных маршрутов в рамках экскурсий по Малаге.

Умар ибн Хафсун сумел объединить под своими освободительными знаменами почти всю южную Андалусию, к нему примкнули такие области как Гранада, Хаэн, Ронда, несколько раз его войска осаждали саму Кордобу. Окончательно разбить войска мятежников удалось лишь через 28 лет, Абд ар Рахману III, впоследствии провозгласившему себя халифом Кордобы. После взятия Малаги Абд ар Рахман III, приказал восстановить старую финикийскую крепость Хибральфаро, разрушенную нападавшими войсками (929).

Падение Кордобского халифата началось со смертью (20 октября 1008) Абд аль Малика аль Музаффара. Ослабления власти Омейядов (1009-1031), было обусловлено отсутствием военных и политических талантов последующих правителей, внутренними политическими конфликтами, успехами христианской реконкисты, как следствие, образованием множества независимых царств-тайфов.

Историю существования тайфа Малага (1026-1239), образованного на обломках Кордобского халифата, следует рассматривать четырьмя этапами.

Период основания (1026-1057)

Основателем суверенного царства или тайфа Малаги (1026) был Яхья аль Мутали, сын эмира Сеуты и халифа Кордовы (1016-1018) Али ан Насира из берберской династии Хаммудидов. Будучи наследным эмиром Сеуты и Танжера Яхъя аль Мутали со своей берберской армией занял территорию прибрежного Альхесираса, затем хорошо укрепленную Малаку (1016), после чего используя побережье как плацдарм, дважды захватывал Кордову (1021-1022, 1025-1027). Завоевав Кордобу второй раз (1025), по непонятным причинам, Яхъя аль Мутали пробыл там всего пару дней, после чего вернулся в Малагу, где правил до самой смерти (1039).

Во время правления Яхъя аль Мутали реконструировали великолепный дворец-крепость Алькасаба, за укрепленными городскими стенами росла многонациональная медина, развивались ремесленный, купеческий генуэзский, еврейский кварталы, повышался культурный уровень населения. Малага подарила миру (1021) еврейского поэта, выдающегося философа Соломона ибн Габирол (Solomon Ibn Gabirol), провозгласившего родной город Раем (Ciudad del Paraíso).

Завоевание Гранадой (1057-1090)

Малага история государство АльморавидовУже на закате своей карьеры, при поддержке соседних эмиров Альмерии и Гранады, Яхъя аль Мутали захватил соседнее тайфа Кармона, недалеко от Севильи. Апогеем его военных успехов стало осуществление давней мечты, разбить Севилью (1039).

После смерти Яхъя аль Мутали (1039), государственная власть в тайфе Малага разделилась между его братом Идрисом I аль Мутайидом и племянником Мухаммадом бен аль Касимом. Эпоха царствования династии Хаммудидов закончилась поглощением их территорий тайфой Гранада (1057).

Вскоре произошел захват африканских территорий Тажера (1078) и Сеуты (1084), набирающей мощь берберской династией Альморавидов.

Суверенное правление всеми тайфами образованными на обломках Кордовского халифата закончилось после (1090) захвата территорий исламского Аль Андалус, Альморавидами. Столицей нового Африкано-испанского государства берберских кочевых племен стал африканский Марракеш.

Второй период тайф или династия Хассунидов (1145-1153)

Малага история государство АльмохадовЗахватив власть, Альморавиды отстранили всех правителей тайфов южной Андалусии и смогли не надолго, вновь объединить Аль Андалус под своим влиянием. Однако, усиление христианской экспансии, и военные успехи другой африканской династии Альмохадов (1125) рвущихся к власти, ослабляли военную мощь африкано-испанской державы Альморавидов, что постепенно вело от могущества к краху.

Сложная политическая обстановка, общая экономическая ситуация сложившаяся за за годы правления Альморавидов, религиозные преследования населения, часто приводили к возникновению восстаний против правящего режима. Наметилась тенденция к так называемому, второму периоду образования тайфа Малага, после восстания (1145) против Альморавидов, когда установилась восьмилетняя эпоха правления Абула Хакама аль Хусейна, представителя династии Хассунидов.

Сложно было удержать власть под натиском Альмохадов. Мало чем могли помочь сохранить независимость тайфа Малага союзные отношения с северными христианскими королевствами. После завоевания Альмохадами (1153), Абула Хакама аль Хусейна, заканчивает свою жизнь самоубийством.

Правление династии Заннунидов (1229-1239)

Начало XIII века приносит серьезное ослабление политической власти африканской части государства Альмохадов. Испанская ситуация для часто сменяющихся верховных правителей отходит на второй план, им важнее сохранить имперскую власть над африканскими территориями. Воспользовавшись ситуацией, христианские войска идут по Андалусии победным маршем, тайфа Малага восстанавливает суверенитет (1229).

Правление в Малаге переходит к эмиру Ибн Заннун династии Заннунидов, которое навсегда заканчивается, через десять лет (1239) присоединением к соседнему Гранадскому эмирату, недавно образованному Мухаммадом I из династии Насридов, эмира Хаена. Последующие годы, вплоть до освобождения христианскими войсками, Малага останется частью Гранадского эмирата, последнего оплота мусульман Пиренейского полуострова.

Малага арабское правлениеВ составе Гранадского эмирата, Малага со своими обширными морскими границами, успешно развивалась, благодаря умелым, грамотным действиям дальновидного политика Мухаммада I. Выполняя функцию морских ворот государства, она связывала Средиземноморье, Атлантику, Северные моря, открывала маршруты известного тогда Дальнего Востока. Для развития морской торговли, Мухаммад I заключил (1279) взаимовыгодный торгово-экономический союз с Генуэзской Империей, обладающей огромными колониальными территориями.

Во время правления династии Насридов, население Малаги достигло 15000 жителей. Оно состояло из мусульманского меньшинства, евреев, мосарабов, пленных христиан работавших на верфях, где строились небольшие суда служившие для охраны прибрежных водных территорий от пиратов, была еще небольшая колония иностранных, генуэзских, торговцев. Большая часть населения исповедовала христианство, которое находилось под строгим надзором со стороны специального исламского контролирующего органа, следящего за исполнением христианами правил общественного, социального поведения.

Губернатор Малаги, представитель султана, со своей многочисленной прислугой, секретарями, юристами, занимал дворец на территории Алькасабы. Обычно эту должность занимал принц или другой член королевской семьи. При Назари, Алькасаба и крепость Хибральфаро приобрели современные очертания, которые ежегодно осматривают сотни тысяч туристов. Дополнительными городскими крепостными стенами была обнесена значительная северная часть подножия холма Хибралфаро.

Малага Христианское завоеваниеЗавоевание эмирата Насридов Католическими королями, началось со взятия крепости Альхама де Гранада (февраль 1482). Спустя несколько месяцев, правящий тогда эмир Гранады, Абуль Хасан Али (Мулей Хасен) укрывается за стенами крепости Хибральфаро, спасаясь от заговора организованного его сыном Абу Абдаллах Мухаммадом XII (Боабдиль) при поддержке Абенсерагов, вернувшихся к тому времени из изгнания.

Эти события следует отнести к политической игре, знатного арабского рода Абенсерагов против Насридов, разжигаемой католическими королями, Фердинандом II Арагонским и Изабеллой Кастильской.

Малага была хорошо укрепленным форпостом, располагала мощной крепостью Хибральфаро на вершине холма высотой около ста метров, город окружали более десяти мелких провинциальных крепостей-застав, способных принять первый удар неприятеля. Сейчас эти заставы являются провинциальными городами: Торремолинос, Пуерто де ла Торре, Алаурин де ла Торре, Торре де Бенаганбол.

Взятие Малаги, явилось одним из наиболее кровавых сражений христианской реконкисты, ставшее началом падения эмирата Насридов.

Малага реконкистаВесной 1487 войска Католических королей подошли к городским стенам Малаги. Началась осада, она продолжалась долгих шесть месяцев. Армия осаждавших состояла из: 12000 конницы, 25000 пехоты, 8000 солдат поддержки, артиллерией командовал Франсиско Рамирес де Мадрид. После двух месяцев многочисленных неудачных атак, 5 мая нападавшие отрезали поступление проточной воды и продуктов питания за городские стены.

Мусульманское правление Малагой закончилось 13 августа 1487. Король победитель, Фердинанд Арагонский впервые посетил побежденную медину 19 августа. Жестокое наказание постигло почти всех выживших защитников крепости, многие были казнены, 15000 мусульман обратили в рабство.

Король пощадил лишь группу торговцев возглавляемых Али Дордухом, которые помогли захватить небольшой отряд мавров под командованием Хамада аль Тагри, укрывавшихся за стенами крепости Хибралфаро и еще несколько дней оказывавших сопротивление. Среди жителей Малаги, наказания также избежали двадцать пять арабских и еврейских семей, взамен за обещание исправно выплачивать налоги Католическим королям.

Армия завоевателей Малаги состояла из членов почти всех иберийских королевств, около шести или семи тысяч христиан, распределили между собой отвоеванные земли провинции, несколько тысяч осело в городской черте. Параллельно, за пределами городских стен росли монастыри: La Trinidad, Capuchinos, los Ángeles, Santuario de la Victoria. Образовывались католические приходы, строились христианские храмы, первой построенной церковью стала Iglesia del Sagrario (1488), затем San Juan, Santiago, Santos Mártires.

Современная история Малаги >>>

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(28 голосов, в среднем: 4.8 из 5)