Эпоха неолита в Андалусии история развития человеческого общества

Андалусия история развития человека неолитНеолит, это последний до исторический период в истории развития человека в Андалусии, относящийся к эпохе каменного века. Слово «неолит» происходит от греческого neo, означающего «новый», и lithos, означающего «камень». Начало периода неолита можно расположить между 8 тысяч и 4,5 тысяч лет до нашей эры. Эпоха неолита в Андалусии характеризуется новыми методами изготовления каменных орудий труда и охоты, развитием земледелия и появлением оседлых поселений. В андалузском неолите выделяются два культурных горизонта: Культура пещер и Культура бункеров. Культура пещер была характерна для всей территории, а Культура бункеров только для западных районов Андалусии. Далее, в неолите выделяются еще три крупных хроностратиграфических периода.

Для раннего неолита (6-5 тысяч лет до нашей эры) характерно использование тиснёной керамики, где орнамент для украшения сосудов наносился при помощи оттиска морских раковин. Средний неолит (5–4,2 тысячи лет до нашей эры) отличает большое разнообразие декоративных техник и стилей использовавшихся при украшении керамических изделий на всей территории Андалусии. Эпоху позднего неолита (4,2-3,2 тысячи лет до нашей эры) связывают с важными социально-экономическими изменениями в общественной жизни людей и основания поселений. В конце позднего неолита (3,6-3,2 тысячи лет до нашей эры) возникли крупные города, которые стали центрами более поздней иерархической структуры у народов заселивших долины реки Гвадалквивир и на юго-востоке Андалусии. Конец неолита также тесно связывают с появлением письменности и гораздо более сложных социальных и политических отношений.

Основной определяющей характеристикой периода неолита, является возникновение социальных отношений в человеческих группах и переход от натурального хозяйства к производительному. Этот процесс включал следующие характеристики: развитие сельского хозяйства, приручение крупного рогатого скота, развитие малоподвижного образа жизни, рост населения, открытие металлургии, разделение и дифференциация труда, избыточное производство, социальная иерархия.
Постепенно, все более многочисленные группы охотников-собирателей оседали на постоянно закрепленных пространствах и отказывались от кочевого образа жизни. Традиционная наука считает, что оседлый образ жизни людей на территории Андалусии явился прямым следствием развития земледелия и скотоводства. Однако, изучая множество различных археологических находок, современные специалисты утверждают, что оседлый образ жизни был процессом, который начался задолго до развития экономики связанной с производства продуктов питания. Первые археологические свидетельства долговременных поселений в Андалусии датируются периодом между 12 и 10 тысяч лет до нашей эры.

Считается, что из-за изобилия животных ресурсов для охоты, рыбной ловли, сбора фруктов и злаков, некоторые группы кочевников устанавливали лагеря на все более продолжительные периоды времени. Ученые поддерживающие теорию Культуры бункеров утверждают, что кочевники разработали различные способы для хранения продуктов и начали строить примитивные хижины круглой формы с крышами из веток, тростника и соломы. А уже позднее, развитие сезонного земледелия и возникновение необходимости ухода за домашними животными, привело к необходимости постоянно оседлого образа жизни. Первые деревни, были основаны в плодородных местах, с доступом к пресной воде и пастбищам.

Эпоха неолита в Андалусии история человекаРазвитие общественных человеческих отношений в Андалусии периода неолита создало предпосылки для перехода экономики натурального хозяйства на экономику производительную. Это означает, что люди начали вмешиваться в естественные циклы роста растений и жизни животных для их наилучшего использования. Таким образом, сформировались два основных принципа сельскохозяйственной деятельности: земледелие и животноводство.

Происхождение домашнего скотоводства в Андалусии связано с контролируемой охотой. Сначала, охотники-собиратели начали отлавливать нужных животных и запирать их в загонах, чтобы обеспечить себя пищей в будущем. Затем, они стали сохранять молодых животных репродуктивного возраста, создавая из наиболее послушных особей стадо жившее в неволе. Сельское хозяйство развивалось благодаря наблюдению за ростом растений. После сбора урожая из созревших плодов отобрали семена, посадили их вблизи от своих жилищ и проследили за периодом их роста. Для увеличения количества урожая, посевные площади увеличивали путем расчистки, выжигания и вырубки лесов.

Система возделывания земель для посева злаков в эпоху неолита получила название, подсечно-огневое земледелие, так как ежегодно лесные массивы расчищались каменными топорами для получения новых посевных площадей. После того, как новое поле было единовременно обработано, его оставляли для восстановления. Таким образом, формировались первые сельскохозяйственные угодья для севооборотного земледелия.

По утверждению ученых, начиная с шестого тысячелетия до нашей эры, охотники-собиратели Андалусии интегрировали в свою экономическую систему методы сельскохозяйственного производства, которые вместе с керамикой, полированным камнем и некоторыми декоративными элементами идентифицируют эпоху неолита. Первые андалузские земледельцы культивировали пшеницу и ячмень. Плуг в эпоху неолита еще не был известен. Для проделывания отверстий в земле и внесения в них семян использовали палки-копалки. Сбор урожая, вероятно, производился кремневыми ножами или лезвиями вставленными в дерево, наподобие серпа.

Андалусия история развития человека неолитОседлая жизнь в деревнях Андалусии привела к развитию совершенно иной социальной организации общественных отношений, чем та, которая господствовала в группах первобытных охотников-собирателей. Население деревни состояло из нескольких семей или общин, которые владели собственными стадами животных и возделывали собственные поля. Семьи сотрудничали для выполнения общих сельскохозяйственных задач, защиты общественных поселений, поиска материалов и строительства новых домов и укреплений. Появление излишков пищи, как способа ограничения рисков, породило необходимость создания новых социальных механизмов в каждой общине, гарантирующих доступ к этим излишкам и ограничивающих возможность их неравномерного присвоения различными членами общества. Естественная склонность человека к конфликтам отразится и на сфере межобщинных отношений, проявившихся в территориальном размежевании.

Оседлый образ жизни и новые хозяйственные занятия породили дифференциацию задач и, как следствие, разделение труда по профессиям или специальностям. Специалисты были искусными мастерами в изготовлении различных видов каменных орудий, керамики, текстиля и металлов. Первые поселения эпохи неолита были малочисленные. Однако, увеличение производства и повышение доступности к излишкам продовольствия привело к значительному росту населения. С ростом населения и специализацией задач появились первые города.

Развитие крупных поселений сопровождалось появлением иерархической структуры в общественных отношениях. В крупных поселениях Андалусии социальные различия развивались между людьми выполнявших различные задачи. Например, купцы и ремесленники находились на социальной ступени выше чем крестьяне производившие продукты питания для всей общины. Кроме того, появились первые группы, которые занимались исключительно политическими и религиозными задачами и располагались на вершине социальной лестницы. Чиновники отвечали за политическую организацию города, распределением товарами и управление произведенными излишками.

Глиняная статуэтка Богини плодородия эпохи неолита Смена образа жизни людей населявших Андалусию в начале эпохи неолита и развитие общественных отношений, создали условия для возникновения религиозных культов и традиций. Таким образом, палеолитические обряды связанные с охотой были заменены другими. Люди эпохи неолита стали обожествлять силы природы, особенно те явления, которые влияли на развитие земледелия и животноводства. Солнце, луна и дождь стали занимать центральное место в религиозных обрядах и церемониях.

Эпоху неолита в Андалусии связывают с появлением фетишизма. Восходя к ранним фетишам, можно указать на условные предметы-символы: обелиски, валуны, группы камней. Эти фигуры и сооружения символизировали собой святилища относящиеся к какому-либо божеству, близ которых совершались ритуалы и возносились молитвы. В последствие, люди древнего мира создавали антропоморфные скульптуры (человеческого облика), которые наделялись различными магическими силами и, которым они затем поклонялись.

Например, культ плодородия символизировали глиняные статуэтки, «богини плодородия», их закапывали в полях с надеждой на хорошие урожаи. С развитием религиозных отношений в первобытном обществе изменялся и характер фетишизма. Идолы могущественных богов приняли вид крупных статуй. Фигуры богов стали помещать в храмы близ алтарей, где в их честь приносились жертвы, в том числе и кровавые. Символические и даже реальные человеческие жертвоприношения связывали со смертью зерна в связи с его посевом в землю, и дальнейшим его воскресением при появлении первых ростков из зарытых ранее семян.

С появлением на территории Андалусии эпохи неолита крупных поселений, культовые церемонии стали проводить жрецы выполнявшие роль посредников между людьми и божествами. Жрецы отличались от остальных жителей поселка, становились лидерами своей общины, занимали более высокое социальное положение, получали дань и подношения от всех членов сообщества. Жрецы сопровождали ритуалы погребения мертвых, которые стали одной из важных отличительных черт социальных отношений в неолитическом обществе.

Судя по найденным человеческим останкам, археологи предполагают, что пещеры использовались как место для совершения погребальных обрядов, где хоронили членов низших сословий. Монументальные могилы предназначались для лиц более высокого ранга, так как их сооружение требовало значительных затрат и рабочей силы. Мегалитические гробницы-ямы стали использовать около 6000 лет до нашей эры, тела в них хоронили по-разному. Например, тело размещали на полу ямы в окружении предметов повседневного обихода и накрывали каменной плитой. Также, для захоронения, останки людей помещали в керамические урны, которые затем закапывали в землю.

Искусство и ремесла периода неолита в АндалусииТерритория Андалусии представляет собой огромную и сложную мозаику из объектов художественного наследия доисторического периода. Сегодня известно около 180 пещер с древними наскальными рисунками, из них 69 изображений признаны ЮНЕСКО объектами доисторического наскального искусства Андалусии. Это самая большая группа памятников наскального искусства в Европе. Великолепные ансамбли живописи эпохи палеолита и неолита находятся в пещерах провинции Малага: Ардалес, Пилета, Нерха. На стене пещеры Велес Бланко (Vélez Blanco) в Альмерии можно увидеть первый портрет человека, изображение лица в профиль, сделанный более 23000 лет назад.

На стенах пещер в провинции Альмерия, Хаэн, Гранада, древние обитатели Андалусии, в черных и красных тонах, оставили свидетельства о важных моментах своей жизни в период между палеолитом и неолитом. На стенах пещеры Атлантерра (La Cueva de Atlanterra), недалеко от города Тарифа (Кадис), изображены человеческие фигуры, относящиеся к эпохе неолита, около 5000 лет до нашей эры. Для неолита также характерно развитие декоративного искусства, стремление украсить вещи находившиеся в повседневном употреблении у человека. Так появилась резьба на камне, кости, рогах, глине. Например, нанесение геометрического орнамента на глиняную посуду при помощи морских раковин, характерного для так называемой Культуры кардиальной (тисненой) керамики или импрессо.

Эпоха неолита в Андалусии сопровождалась появлением ремесел. Люди совершенствовали способы обработки камня и создавали методы обработки новых материалов, таких как керамика и металлы. Техника полировки камня заключалась в том, чтобы придать ему форму и остроту. Таким образом появлялись более эффективные вооружения и новые орудия труда. В связи с развитием сельского хозяйства были созданы ступы для измельчения зерна, серпы для сбора урожая и мотыги для вскапывания земли.

Метод изготовления керамических изделий заключался в укладке витков глины на нужную высоту, затем их разглаживания и придания желаемой формы вручную. Изделия оставляли сохнуть, а затем обжигали в высокотемпературной печи и украшали геометрическими узорами. Около 4000 лет до нашей эры было изобретено литье металлов. Отливка осуществлялась в глиняных емкостях при высоких температурах. Для изготовления изделия, металл заливали в форму из земли, глины или камня. Первыми обработанными металлами были, золото, серебро и медь.

Дольмен Менга Андалусия ИспанияВ то время как наскальная живопись и скульптура появились в Андалусии уже в верхнем палеолите, архитектура начала развиваться только в эпоху неолита. Предполагается, что древние жители Андалусии строили круглые хижины с каменными цоколями, глинобитными стенами и крышами из растительных материалов. Внутри дома располагались скамейки прикрепленные к стенам и специальные места для помола и хранения зерна.

Недалеко от городка Санта Фе де Мондухар (Альмерия) находится место археологических раскопок Лос Мильярес, давшее название археологической культуре явившейся потомком альмерийской культуры. Около 5000 лет до нашей эры здесь располагалось поселение площадью около двух гектаров, обнесенное четырьмя линиями стен, некрополь с 80 коллективными могилами и двойная линия фортов. По мнению археологов это первый город возникший на территории Пиренейского полуострова. В поселке проживало около 1000 жителей, находились металлургические мастерские и странное здание, которое исследователи относят к дворцу, большому складу или культовому сооружению. Около 1800 лет до нашей эры культура Лос Мильярес была вытеснена Эль Аргарской культурой

Одна из величайших загадок древней истории Андалусии, это археологическая культура Эль Аргара, появившаяся примерно в 2200 и исчезнувшая в 1500 году до нашей эры. Раскопки Эль Аргар занимают территорию плато размером 35 квадратных километров, находятся рядом с городом Антас (Альмерия). Ученые считают, что в Эль Аргаре было образовано первое на Пиренейском полуострове общество разделенное на классы и создавшее первый парламент в мире. На территории раскопок обнаружен комплекс из нескольких небольших городов площадью от одного до трех гектаров, расположенных на высоких холмах и защищенных стенами. Одной из отличительных черт этой культуры, является тот факт, что их жилища были трапециевидной или прямоугольной формы и располагались на искусственных террасах, а захоронения людей проводились внутри домов.

Эксперты сходятся во мнении, что с по сравнению с периодом энеолита, культура Эль Аргара ознаменовала собой прорыв, как в технологическом развитии, так и в экономических и общественных отношениях. Здесь обнаружена ранее не известная городская модель и территориальная организация, а также погребальные обряды. В городах Эль Аргара жители занимались охотой и рыболовством, процветало сельское хозяйство и животноводство, также работали металлургические и текстильные производства. При захоронении местных аристократов, жители помещали в их могилы множество золотых и серебряных предметов. В множественных гробницах найдены различные погребальные принадлежности в зависимости от пола, в женских швейные, а в мужских топоры или мечи.

Жители Андалусии эпохи неолита возводили гигантские сооружения из крупных каменных блоков, которые археологи называют мегалитическими памятниками или мегалитами. Специалисты считают, что эти постройки использовались как священные места или святилища. Во многих случаях эти места также использовались как кладбища. Кроме того, считается, что их также могли использовать в качестве указателей обозначающих границы территорий принадлежащих определенным племенным или общественным группам.

Были разные типы мегалитов. В Андалусии, на территории провинции Малага, расположен комплекс Дольмены Антекера, крупнейший мегалитический комплекс в Европе объявленный объектом Всемирного наследия. Данный археологический комплекс включает: дольмен Менга, построенный около 3700 лет до нашей эры, дольмен Виера, построенный около 3500 лет до нашей эры и толос Эль Ромераль, построенный около 1800 лет до нашей эры. Любопытно, что входы в эти дольмены обращены не к солнцу, как большинство подобных сооружений, а к Пенья де лос Энаморадос. Это известняковая скала, характерная форма которой напоминает профиль лица человека. В дни летнего солнцестояния и зимнего равноденствия солнце выравнивается с Пенья и входом в дольмен Менга таким образом, что всё его внутреннее пространство становится полностью освещено.

Экскурсионные туры в Мадрид
Экскурсионные туры в Барселону
Экскурсионные туры в Малагу
Экскурсионные туры по Андалусии

Заказать тур в Андалусию












    Туры в Испанию, отдых на курортах Коста дель Соль и знакомство с городами Андалусии.

    1. 5
    2. 4
    3. 3
    4. 2
    5. 1
    (2 голоса, в среднем: 5 из 5)